К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя
К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника
К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Существовали также тяжёлые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов
боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся шасси. В широком смысле слова все вооружённые пушками боевые машины могут рассматриваться как САУ
боевые и военные бронированные машины на колёсном и гусеничном шасси, а также военные машины созданные на их базе или предназначенные для их обслуживания и мотоциклы
колесные машины автомобильных парков вооруженных сил. К ним относят: колесные машины боевого назначения; колесные машины тылового, транспортного и специально-технического обеспечения (например, тягачи); колесные машины многоцелевого назначения; прицепы и полуприцепы.
орудие, предназначенное для навесной стрельбы по укрытым целям, а также для разрушения полевых укреплений, стрельбы с закрытых позиций (контрбатарейная стрельба) по аналогично расположенным огневым средствам артиллерии противника, отличающееся наличием плиты, передающей импульс отдачи в землю.
Fiat 3000, L5/21 — итальянский лёгкий танк 20-х годов. Первый итальянский серийный танк, L5/21 был разработан сразу после окончания Первой мировой войны на основе французского FT-17. Производился, наряду со своей улучшенной версией Fiat 3000B, L5/30, с 1921 по 1930 год, общий выпуск составил 152 экземпляра. Большая часть выпущенных Fiat 3000 всё ещё оставалась в строю к началу Второй мировой и ограниченно использовалась вплоть до 1943 года.
ХТ-26 — советский лёгкий химический (огнемётный) танк, созданный на базе лёгкого танка Т-26. Выпускался несколькими сериями в период с 1932 по 1936 год. Достаточно успешно применялся в походе на Западную Украину, Зимней войне и на начальном этапе Великой Отечественной войны. Всего было выпущено более 615 танков.
LT vz.35 или Panzerkampfwagen 35(t), Pz.Kpfw. 35(t), сокр. Panzer 35(t)) (Панцеркампфваген 35(т), сокр. Панцер 35(т)) — чехословацкий лёгкий танк. В 1935-36 годах лёгкий танк Skoda LT vz.35 поступил на вооружение. По своим тактико-техническим данным LT-35 был сравним с другими европейскими танками, применявшимися в то время. До начала войны LT-35 экспортировались в Болгарию и Румынию. К 1937 году этот танк стал главным танком чешской армии. В период с 1935 по 1939 год было выпущено 424 LT-35. Составил костяк германской 1-ой лёгкой дивизии в ходе нападения на Польшу, Францию и СССР.
LT vz.38 (Panzerkampfwagen 38(t), Pz.Kpfw.38(t)) — чешский лёгкий танк времён Второй мировой войны. Начал производиться в 1938 году. Экспортировался в различные страны: Швеция, Иран, Швейцария, Перу, Латвия. Было выпущено примерно 1400 танков 8 вариантов (Ausf A/B/C/D/E/F/S/G) в различных модификациях. Считается лучшим танком чешской постройки.
Т-80 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан летом—осенью 1942 года в танковом конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В декабре 1942 года Т-80 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии и серийно выпускался на мытищинском заводе № 40. Производство Т-80 продолжалось до сентября 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях завода № 40 самоходно-артиллерийской установкой СУ-76М. Всего было выпущено от 75 до 85 лёгких танков Т-80, которые приняли участие в боях Великой Отечественной войны в 1943 году. Из-за ненадёжной работы двигательной установки, слабого на 1943 год вооружения и большой надобности РККА в самоходных установках СУ-76М Т-80 был снят с производства. На базе Т-80 в начале 1943 года был построен опытный танк с 45-мм танковой пушкой ВТ-43 большой мощности, но и он не был принят на вооружение РККА. Таким образом, Т-80 стал последним лёгким танком отечественной разработки военного времени.
Т-70 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в октябре — ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-70 продолжалось до июня 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-80. Всего был выпущен 8231 танк этого типа.
Т-60 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-70. Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1943 годах. Небольшое число уцелевших в боях Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны. На базе Т-60 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси.
Т-50 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в 1940 году на заводе № 174 в Ленинграде под руководством С. А. Гинзбурга. Также в его создании принимали активное участие конструкторы И. С. Бушнев и Л. С. Троянов. В 1941 году Т-50 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии, и завод № 174 начал его серийный выпуск. Однако после начала Великой Отечественной войны из-за угрозы захвата Ленинграда противником завод № 174 был сначала эвакуирован в Чкалов, затем ещё раз в Омск. Из-за нехватки двигателей и организационных проблем с развёртыванием выпуска продукции на новых местах производство Т-50 было завершено в марте 1942 года. Всего было выпущено, по разным источникам, 65—75 лёгких танков Т-50, которые приняли участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1943 годах. Один танк этой марки был захвачен армией Финляндии и использовался вплоть до 1954 года. По совокупности своих боевых, технических и эксплуатационных свойств Т-50 считается одним из лучших танков мира в своём классе.
Т-40 — советский лёгкий плавающий (малый по классификации своего времени) танк периода Второй мировой войны. Разработан в первой половине 1939 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки малых и лёгких танков того периода. В декабре того же года Т-40 был принят на вооружение Красной армии и серийно выпускался на заводе № 37. Производство Т-40, включая его сухопутные варианты, продолжалось до декабря 1941 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-60. Всего было выпущено 722 лёгких танка Т-40, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1942 годах. Небольшое число уцелевших в боях Т-40 использовалось в качестве учебных машин вплоть до конца войны. На базе Т-40 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси. Вскоре после окончания войны Т-40 был снят с вооружения Советской армии.
Т-38 — советский малый плавающий танк (в документах иногда также именуется танкеткой). Эта боевая машина была разработана в 1936 году на основе танка Т-37А и по существу являлась его улучшенной версией. В ходе серийного производства с 1936 по 1939 год было выпущено 1340 Т-38. В Рабоче-крестьянской Красной армии они предназначались для задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Т-38 массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года, Советско-финской войны 1939—1940 годов и в боях начального периода Великой Отечественной войны. Единичные уцелевшие танки этого типа воевали на фронте вплоть до 1944 года включительно, а в тыловых учебных частях и подразделениях они применялись вплоть до окончания войны.
Т-37А — советский малый плавающий танк (в документах иногда также именуется танкеткой). В литературе танк часто обозначается как Т-37, однако формально это название носил другой танк, не вышедший за стадию прототипа. Т-37А — первый серийный плавающий танк в мире. В общей сложности за четыре года выпуска было изготовлено 2552 танка Т-37А, включая прототипы.
БТ-7 — советский лёгкий колёсно-гусеничный танк периода 1930-1940 годов. Третий танк семейства советских лёгких танков БТ (Быстроходный Танк). В отличие от своих предшественников БТ-2 и БТ-5, танк имел сварной корпус несколько изменённой формы и новый двигатель. Вооружение аналогично БТ-5. Выпускался, как и БТ-5 в варианте с радиостанцией и без радиостанции. Всего было произведено более 5328 машин.
БТ (сокр. быстроходный танк) — название серии лёгких колёсно-гусеничных танков (1930-е годы) на основе прототипа, проданного в СССР американским изобретателем Кристи. БТ-5 имел усиленное бронирование, и вооружение: 45-мм пушка с боекомплектом 115 выстрелов и пулемёт ДТ; на некоторых танках был второй ДТ в нише башни, на некоторых ещё и зенитный ДТ. Экипаж — 3 чел. БТ-5 выпускался в вариантах с рацией и без рации. Командирский танк был с рацией и уменьшенным боекомплектом. Выпускался до 1934 года, всего произведено 1884 машин.
Т-27 — советская танкетка. Выпускалась в 1931—1934 годах. Выпуск Т-27 начал в 1931 завод «Большевик» (выпущено 45 машин), затем завод № 37 и ГАЗ. Всего было сдано армии 3295 танкеток (по другим данным, 3297 или 3328). Выпуск Т-27, в отличие от выпуска других танков в то время, не сопровождался большими сложностями, поскольку танкетка была очень технологична (широко использовались автомобильные агрегаты).
Т-18 (МС-1) — советский лёгкий пехотный танк 1920-х годов. Создан в
1925—1927 годах на основе французского танка FT-17 и его итальянского
варианта «Фиат 3000» и стал первым танком советской разработки. Серийно
производился с 1928 по 1931 год, всего в нескольких вариантах было
выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа. В конце 1920-х —
начале 1930-х годов, Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но
довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26. Применялся в бою в
конфликте на КВЖД, но в 1938—1939 годах устаревшие и достигшие крайней
степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения или
использовались как неподвижные огневые точки. В незначительном
количестве эти танки ещё оставались в войсках в боеспособном состоянии
к началу Великой Отечественной войны и использовались на начальном её
этапе.
Pz.Kpfw II (полное название — Panzerkampfwagen II, также известен как
Sd Kfz 121) — лёгкий немецкий танк времён Второй мировой войны. Разработан
в 1937 году. В различных модификациях производился до 1942 года. В
начале Второй мировой войны такие танки составляли 38 процентов
танкового парка Вермахта. В боях они оказались слабее по вооружению и
бронированию практически всех танков аналогичного класса: польских 7ТР, французских R35 и H35, советских Т-26 и БТ. Лишь в 1942 году
их вывели из состава танковых полков и частично использовали либо в
штурмовых артиллерийских бригадах, либо на второстепенных участках фронта.
Panzerkampfwagen I (Pz.Kpfw.I, Pz.I; транслитерируется как Панцеркампфваген I) — германский лёгкий танк 1930-х годов. В западной литературе распространено также название Panzer I (Панцер I), в советской
литературе традиционно обозначался как Т-1. По германской ведомственной
системе обозначений военной техники носил индекс Sd.Kfz.101. Первый
германский серийный танк после окончания Первой мировой войны,
Pz.Kpfw.I был разработан в 1930—1934 годах фирмами «Крупп» и «Даймлер-Бенц». Серийно производился с 1934 по 1937 год, всего было выпущено 1574 танка этого типа.