авиация, предназначенная для решения задач оборонного характера, несения боевого дежурства, проведения боевых операций, переброски войск и вооружений, обеспечения разведки
самостоятельный вид Вооружённых Сил (ВС) стран мира. Традиционно состоят из пехотных, кавалерийских, артиллерийских, моторизированных и механизированных подразделений и др. Могут также иметь собственные авиационные подразделения, называемые Авиацией Сухопутных войск или Армейской авиацией и Войска ПВО
оружие, предназначенное для поражения цели снарядом, начальную скорость которому придает энергия газов, образовавшихся в результате горения взрывчатого вещества метательного типа. Таковым может быть дымный порох, бездымный порох, жидкое метательное вещество, композитные смеси
45-мм пушка ОКБ—16 (позже получившая индекс НС— 45) была создана с
сохранением габаритных размеров НС—37. Вес пушки составлял 150—153 кг.
Темп стрельбы 260—280 выcтр./мин. Питание пушки ленточное.
Пушка ВЯ-23 (Волков-Ярцев — советская авиационная пушка калибра 23мм)
была создана в 1940 году как средство борьбы с защищёнными наземными
целями специально для создававшегося тогда же штурмовика Ил-2. Ее
прототип назывался ТКБ-201. Ввиду отсутствия готового Ила, первые
испытания пушка прошла на закупленном в Германии
истребителе-бомбардировщике Мессершмит-110. Испытания на Ил-2 были
проведены в 1941, после этого пушка была принята на вооружение
советских ВВС под именем ВЯ-23, всего их было произведено 64655 штук.
УБ (Универсальный Березина) — 12,7 мм авиационный пулемет оружейника М.
Е. Березина. Выпускался на Тульском оружейном и Ижевском
машиностроительном заводах в 1940-е гг. Всего выпущено: в 1941 г. -
6300, в 1943 г. - 43690, в 1944 г. - 38340, в 1945 г. - 42952.
Туполев ТБ-3 (также известный как АНТ-6) — тяжёлый бомбардировщик,
использовавшийся ВВС СССР в 1930-е годы и во время Второй мировой войны. В
СССР часто называли его первым в мире четырёхдвигательным
цельнометаллическим самолётом со свободнонесущим крылом, хотя это
совсем не так. Например, гигантский пассажирский четырёхмоторный
авиалайнер Junkers G.38 взлетел на год раньше (первый полёт ТБ-3
22.12.1930). Несмотря на устарелость самолёта, и то, что он был
официально снят со службы в бомбардировочных (но не
военно-транспортных) частях в 1939 году, ТБ-3 использовался как тяжёлый
бомбардировщик и транспортный самолёт большую часть Второй мировой
войны. Также использовался для перемещения лёгких танков. Всего
построено 818 экземпляров.
Всего машин этого типа различных модификаций выпустили около 7000. В
1930 году Р-5 единственный смог выполнить все условия международного
конкурса в Тегеране, обойдя французские, английские и голландские
машины. Он служил в советских ВВС до Великой Отечественной войны.
Проектирование и строительство преподавателями и студентами вуза целой
серии скоростных самолетов самого различного назначения — факт в
истории авиации исключительный. "По размаху авиационной мысли, смелости
в решении поставленных проблем, по культуре качества строящихся
самолетов конструкторы ХАИ вправе претендовать на первое место в
Советском Союзе” — так писал в сентябре 1934 года журнал "Самолет”.
Задание на проектирование и постройку бронированного штурмовика Су-8 с
двумя моторами М-71 или М-90 было дано П.О.Сухому в мае 1942 г.
Конструктор учел все замечания, поступавшие с фронтов по самолетам
аналогичного назначения. Боевые действия первых лет Великой
Отечественной показали, что для обеспечения успеха наступательных
операций наземных войск, действовавших на больших удалениях от своих
аэродромов, а также для штурмовки коммуникаций противника в его
оперативном тылу необходимо создание самолета с увеличенной дальностью
и скоростью полета и усиленным вооружением. Конструкторское бюро
передало всю техническую документацию и чертежи к производству уже 20
сентября, то есть на создание проекта ушло всего 4 месяца.
Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого
было начато в Ташкенте, по лицензии американского Douglas DC-3. Всего было выпущено 6157 самолётов.
ЕР-2 (ДБ-240) — дальний бомбардировщик, двухмоторный моноплан с крылом типа «обратная чайка». Самолет спроектирован в ОКБ-240 под руководством В. Г. Ермолаева. Бомбардировщик стал развитием пассажирского самолета «Сталь-7», сконструированного в НИИ ГВФ
авиаконструктором Р. Л. Бартини Опытный ДБ-240 впервые поднялся в
воздух 14 мая 1940 года. Серийное производство начато в октябре 1940
года. Ер-2 выпускался на заводах № 18 в Воронеже и № 125 (39) в
Иркутске. Производство было прервано в сентябре 1941 и возобновлено в 1944 году. Всего было построено 462 экземпляра.
Эта разработка была начата после захвата Смоленска немцами 16 июля 1941
года, что привело к угрозе захвата Москвы и вынужденной эвакуации
завода, производившего двигатели А.Микулина АМ-38 за Урал. Появился
риск нехватки этих моторов. Однако, с мая 1942 года в Перми
развернулось производство мотора М-82 мощностью 1676 лс. Этот мотор был
доступен в количествах, достаточных для того, чтобы подвигнуть ОКБ
Ильюшина к разработке варианта Ил-2 под новый двигатель.
Ту-2, также известный как АНТ-58 и 103, название по классификации НАТО Bat — двухдвигательный советский высокоскоростной дневной бомбардировщик (дневной высокоскоростной бомбардировщик/фронтовой бомбардировщик) времён Второй мировой войны.
Ар-2 — советский двухмоторный пикирующий бомбардировщик
цельнометаллической конструкции. Разработан в ЦАГИ на базе
бомбардировщика СБ под руководством А. А. Архангельского. Первый полет
опытный СБ-РК совершил в 1939 году. На самолёте были установлены два
двигателя М-105Р.
АНТ-40 (СБ) — скоростной фронтовой бомбардировщик.
Самый массовый серийный самолёт разработки КБ А. Н. Туполева. 7 октября
1934 года лётчик-испытатель К. К. Попов поднимает в первый полёт АНТ
−40 . Головной серийный самолёт СБ был выпущен весной 1936 года. За
годы серийной постройки СБ неоднократно модернизировался. Всего до
момента прекращения серийного выпуска в 1941 году было выпущено 6831 самолётов различных модификаций.
Первоначально задуманный как скоростной разведчик, опытный самолет
Як-22 был оснащен двумя двигателями М-103 и совершил первый полет 22
февраля 1939 г. Двухместный свободнонесущий низкоплан с деревянным
крылом и фюзеляжем смешанной конструкции, он имел убирающееся шасси с
хвостовым колесом и двухкилевое хвостовое оперение.
В феврале 1939 г. на московском
Центральном аэродроме им. Фрунзе появился красивый двухмоторный
двухкилевой моноплан. Красно-белая окраска и стремительные формы
невольно привлекали к нему внимание. Опытному глазу было ясно, что
самолет может показать очень высокие летные качества. Даже не зная
марки машины, никто не сомневался в том, что она спроектирована в ОКБ
А.С.Яковлева - молодого, но довольно известного в то время
авиаконструктора. Он был, вероятно, первым из советских конструкторов,
обеспечившим узнаваемость своих опытных машин. Отлично отделанные,
тщательно окрашенные и отполированные до блеска, все они несли на рулях
направления фирменные бело-красные полосы.
У-2 — многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. У-2
разрабатывался для первоначального обучения лётчиков и обладал хорошими
пилотажными качествами. Первый полёт был выполнен 7 января 1928 года
под управлением М. М. Громова.
Су-2 (ББ-1) — советский бомбардировщик времён Великой Отечественной войны конструкции Сухого. 25
августа 1937 года М. Громов впервые поднял в воздух бомбардировщик
ближнего действия конструкции П. Сухого. В 1939 году на нём установили
мотор М-88Б мощностью в 1000 л.с. и 10 реактивных снарядов РС-82. Этот
самолёт, названный Су-2 (или ББ-1 — ближний бомбардировщик), с 1940
года
выпускался серийно. Позднее на Су-2 был установлен мотор М-82 мощностью
в 1400 л.с., с ним скорость самолёта достигала 486 км/час. Производство
Су-2 было прекращено в начале 1942 года.