предназначены для ведения воздушной разведки. Часть летательных аппаратов разведывательной авиации может нести определенные типы вооружений и способна уничтожать обнаруженные особо важные цели
Первый полёт на прототипе был выполнен Валерием Чкаловым
(лётчик-испытатель Государственного авиационного завода № 39) — 30
декабря 1933 года. На Государственных испытаниях в феврале 1934 года
двумя прототипами управляли лётчики Владимир Коккинаки и Василий
Степанчонок. Лётчики давали отнюдь не лестные отзывы о самолёте, а
после ознакомления с докладом лётчиков испытателей Юмашева и
Чернавского — Алкснис, специальным приказом позволил управлять И-16
только самым опытным лётчикам. 1 и 2 марта пилотируемый Чкаловым И-16
проходил испытаний на штопор. После эксплуатационных испытаний в Крыму
(Каче) самолёт был продемонстрирован широкой публике на первомайском
параде. В 1935 году демонстрировался на Международной авиационной
выставке в Милане.
И-153 «Чайка» — советский поршневой истребитель 30-х — 40-х годов. Создан
в ОКБ Поликарпова в 1938 году. Является непосредственным развитием
(третьей версией, что и отражено в названии) самолёта И-15. Основное
отличие - убираемые колеса (лыжи). Кроме того было пересмотрено много в
конструкции. Введена бронеспинка. Считался наиболее совершенным
серийным истребителем такой схемы.Первое боевое применение — в
Монголии, во время боёв с японцами за Халхин-Гол, но уже тогда нес
большие потери и мог применятся только совместно с И-16. Использовался
в Китае и в Финской компании. К началу Великой Отечественной Войны
окончательно устарел и не мог даже догнать некоторые модификации Ju.88
и Дорнье не говоря уже про Bf.109 ввиду низкой скорости. Применялся, в
основном, в качестве штурмовика.
И-15 бис (И-152, ЦКБ-3 бис) — советский одномоторный
истребитель-полутороплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова как
дальнейшее развитие И-15. Видоизменение по требованию ВВС И-15
коснувшеяся центроплана и других частей. Поставлен более мощный мотор
М-25В, изменена форма капота, поставлен маслорадиатор другой формы и
колеса 1200х120 мм. Верхнее крыло было сделано прямым без «чайки».
Площадь крыльев была увеличена на 0,6 м² и имело новый профиль
«Кларк-YH». Масса пустого самолета возросла на 350 кг. Вооружение 4
ПВ-1 или БС и 150 кг бомб.
И-15 — советский одномоторный истребитель-полутороплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. Дальнейшее
развитие И-5 и И-6 в сторону улучшения аэродинамики. На первых серийных
самолётах ставили «Райт-Циклон» SGR-1820 F-3 номинальной мощностью 630
л.с. у земли. В 1934 ещё не было серийного М-25 поэтому пришлось
ставить менее мощный М-22 (лицензионный вариант Bristol Jupiter) — их
было выпущено за 1934-1936 несколько сотен экземпляров. В 1936
выпустили всего 12 экземпляров. С 1937 в большую серию пошёл И-15 с
М-25. В 30-х годах самолёт не имел равных по манёвренности на
горизонтали (8-8,5 с. время выполнения виража), был устойчив на всех
режимах полёта, прост в пилотировании и обладал хорошими
взлётно-посадочными качествами. Имел хорошие ремонтные свойства и
живучесть. Вооружение - 4 ПВ-1 с 3000 патронами.
Мессершмитт Bf.109 (нем. Messerschmitt Bf.109) — одномоторный поршневой
истребитель-моноплан, стоявший на вооружении люфтваффе перед и во время
Второй мировой войны. Использовался в качестве истребителя,
истребителя-перехватчика, высотного истребителя,
истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика. По количеству
произведенных (по состоянию на апрель 1945 года) машин 33984 шт.
является самым массовым самолётом-истребителем в истории. На долю
Bf.109 приходится 57 процентов всех произведенных Германией
самолётов-истребителей.
Як-9 — советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной
войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича
Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой
Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 годы,
всего было построено 16769 самолётов.
Як-7 или УТИ-26 — советский одномоторный самолёт Великой Отечественной
войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича
Яковлева, как учебно-тренировочный самолёт, аналогичный Як-1.
Производился с 1942 года, всего было построено 6399 самолётов.
Як-3 — советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной
войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича
Яковлева. Явился продолжением Як-1. Производился с 1944 по 1945 год,
всего было построено 4848 самолётов. Признан одним из лучших
истребителей Второй мировой войны.
Як-1 — советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной
войны. Первый боевой самолёт, разработанный КБ под управлением
Александра Сергеевича Яковлева. Производился с 1940 по 1944 год; всего
было построено 8700 самолётов.
В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную
форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт
«Летающим танком». Немецкие пилоты за способность переносить
повреждения называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт». У
наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и
заслужил несколько нелицеприятных прозвищ, таких как «мясник» (нем.
Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner
Gustav) и «чёрная смерть» (Schwarzer Tod).