предназначены для ведения воздушной разведки. Часть летательных аппаратов разведывательной авиации может нести определенные типы вооружений и способна уничтожать обнаруженные особо важные цели
Проектирование и строительство преподавателями и студентами вуза целой
серии скоростных самолетов самого различного назначения — факт в
истории авиации исключительный. "По размаху авиационной мысли, смелости
в решении поставленных проблем, по культуре качества строящихся
самолетов конструкторы ХАИ вправе претендовать на первое место в
Советском Союзе” — так писал в сентябре 1934 года журнал "Самолет”.
Задание на проектирование и постройку бронированного штурмовика Су-8 с
двумя моторами М-71 или М-90 было дано П.О.Сухому в мае 1942 г.
Конструктор учел все замечания, поступавшие с фронтов по самолетам
аналогичного назначения. Боевые действия первых лет Великой
Отечественной показали, что для обеспечения успеха наступательных
операций наземных войск, действовавших на больших удалениях от своих
аэродромов, а также для штурмовки коммуникаций противника в его
оперативном тылу необходимо создание самолета с увеличенной дальностью
и скоростью полета и усиленным вооружением. Конструкторское бюро
передало всю техническую документацию и чертежи к производству уже 20
сентября, то есть на создание проекта ушло всего 4 месяца.
Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого
было начато в Ташкенте, по лицензии американского Douglas DC-3. Всего было выпущено 6157 самолётов.
ЕР-2 (ДБ-240) — дальний бомбардировщик, двухмоторный моноплан с крылом типа «обратная чайка». Самолет спроектирован в ОКБ-240 под руководством В. Г. Ермолаева. Бомбардировщик стал развитием пассажирского самолета «Сталь-7», сконструированного в НИИ ГВФ
авиаконструктором Р. Л. Бартини Опытный ДБ-240 впервые поднялся в
воздух 14 мая 1940 года. Серийное производство начато в октябре 1940
года. Ер-2 выпускался на заводах № 18 в Воронеже и № 125 (39) в
Иркутске. Производство было прервано в сентябре 1941 и возобновлено в 1944 году. Всего было построено 462 экземпляра.
Эта разработка была начата после захвата Смоленска немцами 16 июля 1941
года, что привело к угрозе захвата Москвы и вынужденной эвакуации
завода, производившего двигатели А.Микулина АМ-38 за Урал. Появился
риск нехватки этих моторов. Однако, с мая 1942 года в Перми
развернулось производство мотора М-82 мощностью 1676 лс. Этот мотор был
доступен в количествах, достаточных для того, чтобы подвигнуть ОКБ
Ильюшина к разработке варианта Ил-2 под новый двигатель.
Ту-2, также известный как АНТ-58 и 103, название по классификации НАТО Bat — двухдвигательный советский высокоскоростной дневной бомбардировщик (дневной высокоскоростной бомбардировщик/фронтовой бомбардировщик) времён Второй мировой войны.
Ар-2 — советский двухмоторный пикирующий бомбардировщик
цельнометаллической конструкции. Разработан в ЦАГИ на базе
бомбардировщика СБ под руководством А. А. Архангельского. Первый полет
опытный СБ-РК совершил в 1939 году. На самолёте были установлены два
двигателя М-105Р.
АНТ-40 (СБ) — скоростной фронтовой бомбардировщик.
Самый массовый серийный самолёт разработки КБ А. Н. Туполева. 7 октября
1934 года лётчик-испытатель К. К. Попов поднимает в первый полёт АНТ
−40 . Головной серийный самолёт СБ был выпущен весной 1936 года. За
годы серийной постройки СБ неоднократно модернизировался. Всего до
момента прекращения серийного выпуска в 1941 году было выпущено 6831 самолётов различных модификаций.
Первоначально задуманный как скоростной разведчик, опытный самолет
Як-22 был оснащен двумя двигателями М-103 и совершил первый полет 22
февраля 1939 г. Двухместный свободнонесущий низкоплан с деревянным
крылом и фюзеляжем смешанной конструкции, он имел убирающееся шасси с
хвостовым колесом и двухкилевое хвостовое оперение.
В феврале 1939 г. на московском
Центральном аэродроме им. Фрунзе появился красивый двухмоторный
двухкилевой моноплан. Красно-белая окраска и стремительные формы
невольно привлекали к нему внимание. Опытному глазу было ясно, что
самолет может показать очень высокие летные качества. Даже не зная
марки машины, никто не сомневался в том, что она спроектирована в ОКБ
А.С.Яковлева - молодого, но довольно известного в то время
авиаконструктора. Он был, вероятно, первым из советских конструкторов,
обеспечившим узнаваемость своих опытных машин. Отлично отделанные,
тщательно окрашенные и отполированные до блеска, все они несли на рулях
направления фирменные бело-красные полосы.
У-2 — многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. У-2
разрабатывался для первоначального обучения лётчиков и обладал хорошими
пилотажными качествами. Первый полёт был выполнен 7 января 1928 года
под управлением М. М. Громова.
Су-2 (ББ-1) — советский бомбардировщик времён Великой Отечественной войны конструкции Сухого. 25
августа 1937 года М. Громов впервые поднял в воздух бомбардировщик
ближнего действия конструкции П. Сухого. В 1939 году на нём установили
мотор М-88Б мощностью в 1000 л.с. и 10 реактивных снарядов РС-82. Этот
самолёт, названный Су-2 (или ББ-1 — ближний бомбардировщик), с 1940
года
выпускался серийно. Позднее на Су-2 был установлен мотор М-82 мощностью
в 1400 л.с., с ним скорость самолёта достигала 486 км/час. Производство
Су-2 было прекращено в начале 1942 года.
Пе-8 (другие обозначения ТБ-7 и АНТ-42) — советский
четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик дальнего действия (иногда
классифицируется, как стратегический) периода Второй мировой войны.
В течение всей Великой Отечественной войны Пе-8 являлся единственным
современным отечественным бомбардировщиком своего класса, имевшимся в
распоряжении ВВС СССР. Использовался в основном для стратегических
бомбардировок тылов противника (в частности, Пе-8 бомбили Берлин и
Кёнигсберг).
Пе-2 (Пешка) (по классификацииНАТО: Buck) — советский пикирующий бомбардировщик Второй мировой войны. Самый массовый фронтовой бомбардировщик производства СССР. В ВВС Финляндии получил неофициальное прозвище Pekka-Eemeli. 31-й бомбардировочный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков,
оснащённый Пе-2 (командир полка полковник Фёдор Иванович Добыш), стал
первой бомбардировочной Гвардейской авиачастью в ВВС РККА СССР. Звание
было присвоено полку за действия на Ленинградском фронте в
ноябре-декабре 1941 года в период оборонительной операции и
контрнаступления советских войск под Тихвином.
ЛаГГ-3 — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВСРККА перед и во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика,
производился в 1941—1944 гг. Один из трёх истребителей нового
поколения, принятых на вооружение перед самой войной (Другие два — МиГ-3 и Як-1).
МиГ-3 — советский высотный истребитель времён Второй мировой войны. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича (ОКБ-155) — одномоторный, одноместный, высотный истребитель-перехватчикПВО с мотором А. А. Микулина АМ-35А взлетной мощностью 1350 лс ВВСРККАСССР времён Великой Отечественной войны.
Работа по эскизному проектированию самолета И-200 началась 25 ноября
1939 г. Так как он предназначался для использования в качестве
скоростного истребителя, особое внимание было уделено выбору наилучших
аэродинамических форм и обеспечению чистоты отделки внешних
поверхностей, что в сочетании с мощным мотором должно было обеспечить
довольно высокие летные характеристики: максимальную скорость 670 км/ч
на высоте 7000 м; набор высоты 5000 м за 4,6 мин, 7000 м за 6,8 мин;
дальность полёта 784 км. В перегрузочном варианте с бомбами самолет
можно было применять как штурмовик, а с подвесными баками — как
истребитель сопровождения.
Пе-3 — советский двухмоторный тяжелый истребитель цельнометаллической
конструкции. Разработан в ОКБ-29 на базе пикирующего бомбардировщика
Пе-2 под руководством В. М. Петлякова.
Первый полет совершил в августе 1941 года. От бомбардировщика отличался
отсутствием нижней люковой стрелковой установки и тормозных решеток.
Ил-10 — штурмовик заключительного периода Великой Отечественной войны
конструкции КБ Ильюшина. Создан в 1944 году путём глубокой модернизации
самолёта Ил-2, боевые действия начал 16 апреля 1945.
Лавочкин Ла-7 — советский одномоторный одноместный истребитель, истребитель-бомбардировщик, перехватчик, разведчик. Ла-7 является дальнейшим развитием самолёта Ла-5ФН.